Татьяна Игнатюк рассказала, насколько сегодня защищены дети с особенностями развития — BEREZA.BY

Любому ребенку, в том числе и с особенностями в развитии, должно предоставляться право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. Без грамотного решения данной проблемы, без устранения ущемления прав детей с особенностями в развитии государство не будет цивилизованным. О том, как решается этот вопрос в Республике Беларусь, и в частности в нашем районе, мы поговорили с директором Березовского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Татьяной Игнатюк.

– Татьяна Станиславовна, число ребят с особенностями психофизического развития растет во всем мире. В Беларуси все они окружены заботой и вниманием. Расскажите об этом на примере нашего района.

– Сегодня в системе образования Березовского района, как и в республике, создана модель интегрированного обучения. В банке данных о детях с особенностями психофизического развития (ОПФР) нашего района на сегодняшний день состоит 1 202 ребенка. Все они охвачены помощью. Для этого создана и успешно функционирует сеть специального образования, координатором которой является наш центр: успешно работают группы и классы интегрированного обучения и воспитания, в которых обучаются 168 ребят, специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями зрения, с интеллектуальной недостаточностью охватывают 191 ребенка, в ЦКРОиР обучаются, получают помощь 116 детей, в пунктах коррекционно-педагогической помощи в детских садах и школах занимаются 710 ребятишек с различными видами нарушений, 10 детей в силу различных причин получают образование на дому. Надо отметить, что после нескольких лет перерыва в Березовском колледже строителей в текущем учебном году возобновила работу специальная группа, в которой получают рабочую специальность семь ребят с особенностями психофизического развития.

Почти за 20 лет работы нашего учреждения банк данных о детях с ОПФР увеличился более чем в три раза. Но это не означает, что таких детей стало в разы больше. Это означает лишь то, что мы сегодня стараемся помочь каждому нуждающемуся в этой помощи ребенку.

– Специалисты утверждают, что не бывает необучаемых детей.

– Да, сегодня, действительно, признается тот факт, что необучаемых детей нет. По мере развития интегрированных классов и групп стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детского сада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками. По правде говоря, ребятам с определенными особенностями, их родителям не очень-то нравится интегрированное образование. Для интеграции особенному человеку нужно измениться, так как общество меняться не будет. Поэтому и появилась новая система образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести и понятие инклюзивного образования.

– Насколько готовы учреждения образования стать инклюзивными?

– «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним», – слова Льва Толстого, на мой взгляд, точно отражают сущность сегодняшнего подхода к обучению детей. Инклюзивное образование в Беларуси находится уже в стадии не формирования, но пока еще становления. Главное – вопрос решается на государственном уровне. Внесены изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании, а среди основных направлений государственной политики в сфере образования названа реализация принципа инклюзии в образовании.

– Какие трудности возникают при развитии инклюзивного подхода?

– Развитие инклюзивного подхода сталкивается не только с трудностями организации так называемой безбарьерной среды, которой в нашей стране сегодня уделяется пристальное внимание. В нашем центре она полностью создана с учетом комплексного подхода: имеются речевые информаторы, мнемосхемы двух этажей и санузла, все санитарные комнаты оборудованы поручнями, приобретен мобильный гусеничный подъемник, первый этаж здания оборудован поручнями, около кабинетов специалистов размещены таблички, выполненные шрифтом Брайля, на территории – тактильная плитка.

Прежде всего развитие инклюзивного подхода сталкивается с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность или отказ общества принять принципы инклюзивного образования, а также недостаток комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, непосредственно касающихся опыта отечественного инклюзивного образования.

Школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Сегодня нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Но при этом хочу обратить внимание на то, что инклюзивное образование не является единственно возможной формой получения образования обучающимися с особенностями психофизического развития. Оно существует и развивается параллельно с функционированием учреждений специального образования, интегрированным обучением и воспитанием.

– Что дает погружение в среду обычной школы особенным детям и их обычным сверстникам?

– Всем нам необходимо отчетливо понимать, что инклюзивная школа нужна всем: для детей с ОПФР – это оптимальные условия социализации и полноценного развития, для нормально развивающихся ребят – опыт преодоления своих ограничений, ценность здоровья, для педагогов – новая педагогическая позиция, для семьи – сохранение ребенка, развитие ответственности родительской позиции, для общества – равные права, ценность человеческого достоинства и индивидуальности.

В чем преимущества инклюзивного образования для особенных ребят? Они демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими сверстниками. В такой среде наблюдается улучшение навыков и академических достижений; социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счет характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Ну и, наконец, дружба между всеми детьми становится обычным делом. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей.

– Специалисты центра пропагандируют инклюзию как среди педагогов, так в обществе в целом. Расскажите об этом подробнее.

– С 2016 года в районе функционирует региональная модель инклюзивных практик, координацию которой осуществляет наш центр. Участники – дети, их законные представители, педагоги, общественные организации. Проходят инклюзивные творческие мероприятия. Их организаторы – отдел по образованию и отдел культуры Березовского РИК, наш центр при поддержке районного исполнительного комитета. Начиная с 2010 года, проводим инклюзивный фестиваль, приуроченный к Международному дню инвалида, ежегодно – выставку-конкурс декоративно-прикладного творчества детей с инвалидностью и детей с особенностями психофизического развития. Мы организуем конкурс социальных видеороликов «Разные – равные», направленный на формирование толерантного отношения к детям с ОПФР, людям с инвалидностью. В День распространения информации о проблемах аутизма, День людей с синдромом Дауна наш коллектив совместно с другими учреждениями образования района проводит различные акции. Их суть одна: добро всегда порождает добро.

Коллектив нашего центра уверен в том, что только объединенная, успешная команда профессионалов реально может помогать людям, оказавшимся в трудной ситуации. Поэтому для того, чтобы сделать радостнее жизнь для детей с ограниченными возможностями, мы стараемся расширить команду взрослых, влюбленных в жизнь, в детство, верящих в сказку и в мечту. Сегодня наша команда – это вся педагогическая семья района. И каждому из них я искренне благодарна за преданную любовь к нашим особенным ребятам.

– Что помогают реализовать инклюзивные проекты?

– Главной идеей инклюзивных мероприятий является включение в полноценное социальное взаимодействие детей с особенностями в развитии, создание единой комфортной среды для детей вне зависимости от их особенностей. Основная цель, которую мы преследуем, реализуя различные проекты такой направленности, – снижение социальных барьеров между детьми с особенностями психофизического развития и их здоровыми сверстниками посредством включения в командную деятельность и социальное взаимодействие.

Я уверена: инклюзивные проекты сродни чудесам. Они помогают нам осуществлять детские мечты. С их помощью каждый ребенок узнает не на словах, а на деле, что дорог и нужен окружающим его людям и своей родной стране. В рамках этих мероприятий особенности наших ребят становятся их возможностями.

– Вы один из инициаторов нового инклюзивного проекта Белорусского союза женщин «Другая глубина». В чем его идея?

– Это проект, который сможет объединить людей разных возможностей. В рамках проекта важно показать, что человек независимо от его особенностей может создавать прекрасное. Его авторы считают, что каждый человек имеет свою глубину, свой внутренний мир, красивый и вдохновляющий. Часто этот мир остается невидимым для окружающих. Проект «Другая глубина» призван проявить этот мир, а выставки – сделать заметными авторов с особенностями развития. Он готов раскрыть и представить бесконечную глубину их возможностей, многогранность их талантов, безграничную любовь к миру, всю доброту их сердец и яркую палитру их чувств.

 Я верю, что проект «Другая глубина» внесет свой вклад в создание инклюзивного общества, с его помощью люди с особенностями смогут почувствовать себя видимыми и услышанными. Они обязательно поймут, что рядом есть люди, которые умеют помогать.

– С января 2023 года Вы входите в состав консультативного совета при Совете Республики Национального собрания по вопросам социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОПФР и инвалидностью. Какую конкретную помощь он оказывает?

– В состав консультативного совета входят парламентарии из профильных комиссий, министр образования и министр здравоохранения, специалисты, в том числе из регионов, представители Белорусского союза женщин. Цель совета – помочь детям с особенностями психофизического развития стать активными гражданами общества, интегрировать их путем создания условий для независимого и активного образа жизни, повышения мобильности, возможности поддерживать социальные связи.

У членов консультативного совета существует твердое убеждение, что дети с ОПФР должны себя реализовывать, жить полноценной жизнью и приносить пользу государству. Но в социализации особенных детей можно добиться значимых результатов только при одном условии: если работать на эту цель вместе. За истекший период работы на заседаниях рассмотрены вопросы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра, подготовки кадров для работы с детьми с особенностями психофизического развития, деятельности систем здравоохранения и образования по сопровождению детей данной категории и их семей, социальной адаптации и интеграции детей с ОПФР.

Сегодня в Беларуси выстроена действенная система работы с детьми, в частности имеющими особенности в психофизическом развитии. Вместе с тем все мы понимаем, что есть вопросы, которые волнуют не только родителей. Один из них – это необходимость подготовки квалифицированных кадров и постоянное обучение тех специалистов, которые уже работают в этой сфере. И здесь я имею в виду не узких специалистов, таких как учитель-дефектолог, а всех педагогов, работающих в системе образования.

Хочу напомнить слова Натальи Ивановны Кочановой, которая заостряет внимание на том, что дети с особенностями в развитии должны быть всегда вместе с нами, что нам необходимо регулярно обсуждать, что еще можно сделать для решения проблем детей с особенностями психофизического развития, подчеркивая, что у нас для этого есть большие возможности и амбициозные планы.

Сегодня я твердо убеждена: люди с особенностями развития нужны нашей стране, нашему обществу, они должны жить, развиваться, и мы должны быть им поддержкой и опорой. Это непростая работа, но она того стоит.

Беседовала Жанна МИРОШНИК

Фото Сергея БОБРОВА

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: