«Атомная» командировка: вдова ликвидатора последствий Чернобыльской катастрофы поделилась воспоминаниями — BEREZA.BY

26 апреля 1986 года – дата, изменившая жизни тысяч советских семей. В ликвидации последствий масштабной техногенной аварии участвовало более 11 тысяч сотрудников органов внутренних дел войск МВД Беларуси. У каждого из них, как и у семьи Евик, своя история, свой Чернобыль…

Наша собеседница – Валентина Петровна, вдова ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, сотрудника Березовского РОВД Виктора Евика (крайний справа на фото). Эта милая, приветливая женщина обладает невероятным мужеством и силой духа, ведь поделиться личной историей, которая незаживающей раной засела внутри, не просто. При словах «мой Витя» слезы вмиг наворачивались на ее глаза…

Виктор Дмитриевич родом из д. Стайки Ивацевичского района, детство Валентины Петровны прошло на Кобринщине. Судьба свела молодых людей в 1981 году, когда выпускница Гродненского педагогического училища по распределению приехала работать учителем музыки в Ивацевичи. Однажды ее будущая свекровь, работник районного отдела образования, отправила сына, приехавшего на практику из Минской школы милиции, отвезти учебники в библиотеку, где трудилась Валентина. Знакомство, дружба, чувства… Через год, в 1982-м, Виктор и Валентина поженились. Молодой и перспективный выпускник школы милиции целеустремленно шагал по карьерной лестнице: начинал участковым инспектором в д. Малеч, вскоре был назначен помощником начальника, старшим оперативным дежурным районного отдела милиции.


В ликвидации последствий аварии на ЧАЭС принимали участие 69 сотрудников Березовского РОВД.


Все шло своим чередом, молодая семья строила планы, родился сын… Настал 1986 год. Через пару недель после взрыва на Чернобыльской АЭС, в мае, был сформирован сводный отряд УВД Брестского облисполкома, в составе которого были три сотрудника Березовского РОВД: Анатолий Зеленин, Виктор Ковалевич и Виктор Евик. Как выяснилось позже, они охраняли порядок в брагинских деревнях Гдень, Посудово, Савичи, Ильичи, Пирки.

– Хорошо помню этот день. Витя пришел ко мне на работу в детский сад и сказал, что его отправляют в командировку. И уехал, – вспоминает собеседница.

Командировка длилась 38 суток. Долгие 38 дней и ночей казались пыткой, ведь родные не знали, куда и по какому заданию отправились их сыновья, мужья, братья. Просто догадывались. Однажды сослуживец Виктора Дмитриевича признался Валентине Петровне: «Твоего Евика отправили в Чернобыль».

– Было очень тревожно и страшно. В то время домашнего телефона у нас не было. Однажды он позвонил соседу, меня позвали к телефону. Как я туда бежала! Нет, я летела через несколько ступенек… Потом звонил чаще, писал письма, очень теплые и эмоциональные, – вспоминает Валентина Евик. – Помню, как раздался звонок в дверь. В глазок увидела милицейскую форму. Мой Витя!

Валентина Евик рассказывает, что муж предпочитал молчать на тему Чернобыля. Оставив в прошлом поездку в радиоактивную зону, молодая семья вернулась к обычной жизни, у них родился еще один сын – Андрей.

За высокую сознательность, самоотверженность, профессиональное мастерство, проявленные при несении службы в районах, прилегающих к ЧАЭС, Виктор Евик был удостоен заслуженной награды – Благодарности министра внутренних дел БССР В.А. Пискарева. В 1988 году ему вручили медаль Министерства внутренних дел СССР «За безупречную службу».

Но у судьбы были свои планы. Через 12 лет в семью пришла беда: Виктор Дмитриевич тяжело заболел, перенес несколько операций. Рядом были родные люди, семья. И конечно же, верные товарищи – сотрудники Березовского РОВД.

В январе 1999 года майора Евика не стало. Ему было всего 40 лет. Валентина Петровна безмерно благодарна правоохранителям Березовщины, которые не оставили ее и детей один на один с большим горем.

– Осталась одна с детьми, без работы. К моей судьбе не были равнодушными и безучастными сотрудники РОВД. С их помощью я устроилась в паспортно-визовую службу. И знала: при обращении по любому вопросу меня выслушают и обязательно помогут. Вместе с моей золотой свекровью мы растили сыновей. Сердце сжималось от боли, когда видела, как мальчикам не хватало папы, – рассказывает женщина.

Валентина Петровна передает мне семейную ценность – школьную тетрадь ученика 7 класса Андрея Евика с сочинением о папе. Строчка за строчкой… Слезы невольно падают на страницы…

Строки из сочинения: «Очень жаль, что папы больше нет на свете. Более 20 лет он прослужил в милиции. Внезапно он заболел. Тяжело и неизлечимо. Лежал в госпитале МВД, перенес четыре операции. После каждой мог умереть, но он выжил. Чтобы умереть немного позже. Мы с братом выучили молитвы, которые раньше не знали. И просили помощи у Бога… Жалко было маму, которая обессилела от бессонных ночей. Но еще больше было жалко папочку – он кричал и корчился от боли. Я гладил его по голове и успокаивал, как умел. Очень тяжело без папочки. Он уже никогда не придет домой, к нам. Очень тяжело, когда наступает День милиции. Все сослуживцы отца празднично одеты. А мне грустно – его форма висит в шкафу… Папа очень жалел маму. Перед смертью он сказал: «Валюшечка, солнышко мое! Я умираю. Рак меня доедает». Последние слова, как рассказывала мама, он сказал с такой болью в глазах, с такой обидой, что ничего не изменить… Папа был лучшим на свете… А так хочется сказать – есть…»

Старший сын Сергей продолжил милицейскую династию, сейчас служит старшим инспектором-дежурным оперативно-дежурной службы отделения милиции г. Белоозерска Березовского РОВД.

Незаживающей раной останется Чернобыль в семье Евик и сердцах людей, которые один на один столкнулись с невидимым атомом-убийцей…

Рита ЛЮТЫЧ

Фото из архива семьи ЕВИК

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: