В сентябре 1939 года без преувеличения произошло одно из ключевых и судьбоносных событий в истории белорусского народа и его государственности – воссоединение Западной Беларуси и Белорусской Советской Социалистической Республики, оставшееся в восприятии современников актом свершившейся исторической справедливости.
Белорусы, искусственно и против народной воли разделенные границами Рижского мира 1921 года, заключенного без их участия, наконец смогли ощутить себя гражданами единой, действительно своей страны, которая впервые за долгое время стала полноценным государством. Путь, который пришлось преодолеть белорусской нации в ее стремлении к единству, занял более чем 18 долгих лет, наполненных борьбой, страданиями и множественными трагедиями искалеченных человеческих судеб.
Рижский мирный договор, подписанный в марте 1921 года, подвел черту под Советско-польской войной 1919–1921 гг. Ни одна из сторон не сумела добиться решающей победы в этом конфликте, бывшим, с одной стороны, борьбой за определение границ между недавно ставшей независимой Польшей и советскими республиками, которые в 1922 г. провозгласят создание СССР, а с другой – идеологическим и мировоззренческим противостоянием разных моделей построения общества и государства. Не имея достаточно сил и ресурсов для продолжения войны, противоборствующие стороны вынуждены были пойти на заключение мира, результатом которого стала серия компромиссных решений, в действительности же не устроивших никого. Главным итогом мирных переговоров стало то, что Беларусь была фактически разделена на три части: Западная Беларусь, которая была включена в состав Польской Республики, собственно территория БССР, а также районы современных Могилевской, Гомельской и Витебской областей, находившиеся тогда в составе РСФСР.
Западная Беларусь должна была войти в состав Польши фактически на правах национальной и культурной автономии. По условиям Рижского мира Польша принимала на себя обязательства предоставить белорусскому народу право на свободу вероисповедания, использования белорусского языка и культурное развитие. Но этому не суждено было сбыться – сразу с момента завершения боевых действий и подписания мирного договора эти гарантии и обязательства по решению польского правительства фактически перестали соблюдаться. В то время, как в Советской Беларуси открывались университеты, театры и киностудии, строились промышленные предприятия и заводы, проводилась политика белорусизации и коренизации, направленная на расширение роли белорусского языка в культуре, социальной жизни и государственной деятельности, Западной Беларуси была уготована другая судьба. Польские власти воспринимали ее в качестве отсталой, полудикой местности, «кресов всходних», сырьевого придатка и источника дешевой рабочей силы, населенной людьми «второго сорта». Нас, белорусов, еще только предстояло превратить в поляков и тем самым «ввести в семью» европейских народов. Такую задачу польские власти ставили перед собой в рамках идеологии прометеизма, которая провозглашала цивилизаторскую миссию Польши в Восточной Европе.
В соответствии с такими установками, популярными среди польских правящих элит, любое проявление белорусскости, политическое инакомыслие и стремление к воссоединению белорусского народа подлежали систематическому подавлению и искоренению. В исторических документах и воспоминаниях того времени ярко описаны случаи повседневной национальной дискриминации белорусов: более высокие налоги, сниженная по сравнению с поляками заработная плата, ограничения в использовании природных ресурсов, запрет на некоторые виды трудовой деятельности.
Польское правительство широко проводило деиндустриализацию Западной Беларуси, организовывало так называемые пацификации, а по сути – карательные акции полиции против различных населенных пунктов. Широко практиковалось раздача и продажа по льготным ценам земельных участков для этнических поляков. В основном белорусская земля передавалась отставным военным, полицейским и госслужащим, которые назывались «осадниками». Они фактически выполняли административно-полицейские функции в белорусских деревнях. Кроме поддержания порядка, у них была другая, не менее важная цель: ускорить процессы ассимиляции белорусов. Постепенно закрывались белорусскоязычные школы, запрещалась деятельность творческих коллективов, белорусских общественных организаций и объединений. Такая политика польского режима привела к тому, что в поисках лучшей доли были вынуждены уехать в США, Канаду и даже далекую Аргентину десятки тысяч белорусов.
Ситуация особенно ухудшилась после государственного переворота Юзефа Пилсудского в 1926 г. и установления режима так называемой «санации» польского государства. В 1927 г. была разгромлена Белорусская крестьянско-рабочая грамада – крупнейшая политическая сила Западной Беларуси того времени, выступавшая за самоопределение белорусского народа, гражданские права, установление рабоче-крестьянского правительства. Она имела своих представителей в Сейме и даже Сенате. Около 4 тысяч ее членов, в том числе и депутаты, были арестованы, деятельность партии запрещена; фактически вне закона была поставлена Коммунистическая партия Западной Беларуси, многие ее участники были арестованы, высланы из страны, некоторые даже приговорены к смертной казни; в 1930-х было закрыто Товарищество белорусской школы – последняя легально действующая культурно-просветительская организация. Жители Западной Беларуси на протяжении всех лет не оставляли попыток сопротивляться антибелорусской, антигуманной и порой околофашистской политике польских властей. В истории остались десятки случаев вооруженных и мирных выступлений белорусских рабочих и крестьян, требовавших гражданских прав и свобод, отмены экономической дискриминации, прекращения политики полонизации и угнетения по национальному признаку. Широко известны выступления безработных в Бресте, Осташинское восстание, расстрел демонстрации в Коссово, протесты нарочанских рыбаков, Скидельское восстание; на все справедливые требования белорусов польское правительство отвечало новыми репрессивными мерами, арестами и расстрелами. Именно Береза-Картузская станет символом бесчеловечной политики Польши, символом, известным во всей Европе.
Андрей КУХАРЕВИЧ, научный сотрудник Березовского историко-краеведческого музея
Подписывайтесь на нас в Telegram!