Сегодня пионеры нашей республики, нынешние и те, кто был ими когда-то, отмечают День пионерской дружбы и столетие пионерской организации. И если о том, как живут пионеры сегодня, мы знаем и видим, то о том, каким было это движение в 70–90-х годах прошлого столетия, знают и помнят не все. В преддверии юбилейной даты мы поговорили с одним из ветеранов пионерского движения нашего района. Уже с первых минут общения стало понятно: каждое слово и каждое воспоминание проникнуто духом и смыслом добрых дел, которые объединяли пионеров тех лет.
А начиналась пионерия в жизни Нины Андреевны Гладковской майским теплым днем 1967 года, когда четвероклассница Нина начальной школы деревни Еленово в колонне со своими сверстниками и учителем Мишкевичем Василием Арестовичем направилась в Междулесскую школу для вступления в ряды пионерской организации. Как это было волнительно и торжественно ощутить алый галстук на груди, побывать на зажжении пионерского костра! И сейчас чувствуется запах цветущей сирени, который сопровождал их в тот праздничный день.
Затем Нина окончила Междулесскую школу, поступила в Гродненское культпросветучилище, получила диплом культработника и руководителя самодеятельного хорового коллектива. Успела поработать директором Борковского дома культуры, затем в Маревильском доме культуры. Но быстро поняла: ее призвание – работа с детьми. В сентябре 1977 года начала трудовую деятельность в Сигневичской школе пионерской вожатой, затем несколько месяцев работала в Песковской базовой школе. На одном из районных семинаров вожатых побывал представитель высокого ранга из Центрального комитета ЛКСМБ и предложил поехать на работу в республиканский лагерь «Зубренок». Все присутствующие на семинаре понимали, что попасть туда – редкий шанс в жизни, который нужно использовать. Нина серьезно готовилась к собеседованию в Минске, которое проводил первый секретарь ЦК ЛКСМБ. Успешно справившись с испытанием – настолько сильным было желание девушки работать с детьми, юная энтузиастка отправилась в пионерский лагерь республиканского масштаба.
На всю жизнь
– В январе 1979 года я впервые прибыла в «Зубренок», – с дрожью в голосе и со слезами на глазах вспоминает Нина Андреевна. – Меня встретили сказочный зимний лес весь в инее и укрытое белым покрывалом озеро Нарочь, все так необычно и загадочно. С первого дня мне безумно повезло: меня прикрепили к опытному вожатому Анатолию Нестеренко. За одну смену он раскрыл мне все секреты и тонкости работы, подсказывал любую мелочь и деталь. Этот бесценный опыт я использовала на протяжении всего времени. Школа пионерского и комсомольского актива «Зубренка» сделала меня абсолютно новой личностью.
В главный лагерь Беларуси попадали лучшие дети – пионерские и комсомольские вожаки и активисты, победители всяческих олимпиад и соревнований, творческих конкурсов и фестивалей. Смены были тематическими. Нина Андреевна вспоминает, какая атмосфера царила в лагере – она была сродни приключению. Дети без привычной родительской опеки были свободнее и ответственнее, каждый мог проявить себя в походах, творчестве, играх и соревнованиях. И конечно, неповторимая лагерная романтика для пионервожатых и детей: синь искр пионерских костров, песни мальчишек и девчонок, интересные знакомства. Такое не забывается, это на всю жизнь! Вместе с тем в пионерлагере была и крепкая дисциплина, и порядок.
– Одно из самых ярких мероприятий – игра «Зарница», – с ходу на вопрос отвечает Нина Гладковская. – Вводилось в лагере военное положение с паролями на несколько дней, приезжали шефы из воинских частей, проходили поиски диверсантов, в итоге – военная эстафета на местности в лесу. Вспоминается открытие и закрытие лагерной смены, смотр пионерского строя и песни – соблюдение таких ритуалов так волнительно и трогательно, до мурашек.
Всех своих пионеров Нина Андреевна помнит по именам. После окончания смен, а длились они 24 дня, все успевали сдружиться и сплотиться, письма шли пачками от детей, но ответить каждому было невозможно. Это и сейчас немного терзает пионервожатую.
За годы работы в «Зубренке» столько отрядов через нее прошло, столько горящих детских глаз было вокруг, а сколько пролито слез при расставании после каждой смены! Как говорит героиня, зимовала там три зимы и четыре лета – уехала в августе 1982 года.
Дом пионеров и школьников
Так сложилось, что Дом пионеров и школьников, а ныне Центр дополнительного образования детей и молодежи, сначала в Березе, а потом в Белоозерске для Нины Гладковской стал вторым домом. По приезде из «Зубренка» она отработала зиму в Доме пионеров в Березе культорганизатором. А летом открывалась самая первая смена в пионерлагере «Березка» – вот тут и пригодился богатейший опыт Нины Андреевны по организации работы в лагере. Ей, старшей пионервожатой, было сложно, словно ни дней, ни ночей – так напряженно трудились. Но и эту веху достойно прошла наша героиня. Параллельно работе получала высшее образование в Минском пединституте им. А.М. Горького.
В 1984 году поступило предложение от директора Дома пионеров и школьников в Белоозерске. Нина решилась на переезд, начался длинный профессиональный путь в этом учреждении образования – свыше 30 лет: культорганизатор, методист, заведующий методическим отделом, заместитель директора, педагог дополнительного образования.
– Работа в Доме пионеров, начиная с первых дней, для меня была интересным, увлекательным и насыщенным периодом в моей трудовой и жизненной биографии. Хотя при работе с детьми по-другому и быть не может, они наши вдохновители. Вся моя деятельность была всегда тесно связана с пионерией – и городские праздники, и прием в пионеры, и Вахта Памяти, конкурсы, семинары с вожатыми и многое другое.
Нина Андреевна координировала деятельность пионерских дружин Белоозерска и белоозерской зоны, вела школу пионерского актива, в которой проводила занятия с председателями советов дружин, советов отрядов и вожатыми октябрят. Активисты пионерского движения получали все необходимые знания и умения по подготовке и проведению торжественных линеек с использованием пионерской атрибутики, оказывалась необходимая методическая помощь старшим пионервожатым.
Но самый особенный и значимый день для пионеров – 19 мая – День пионерской дружбы. К нему всегда готовились как к одному из главных праздников. В этот день в парадной одежде в городской парк собирались пионеры школ Белоозерска и окрестных деревень. Здесь их приветствовали почетные гости – ветераны Великой Отечественной войны и пионерского движения. К памятнику возлагались цветы, проводилась торжественная линейка. Это был грандиозный праздник не только для пионеров, но и для всех жителей города.
– Общее построение колонн во главе со знаменными группами, барабанщиками и горнистами – так торжественно проходил прием в пионеры, – рассказывает Нина Андреевна. – Помощь в проведении праздника оказывала Березовская ГРЭС – они озвучивали мероприятие. Когда я приехала в Белоозерск, здесь был городской оркестр горнистов и барабанщиков из школьников, руководил им Калиниченко Николай Антонович.
Сейчас с большим сожалением Нина Гладковская констатирует, что в современной пионерии уходят ритуалы выноса знамени, выход знаменной группы под звуки знаменного марша, исчезают звуки горна и барабана – теперь это музейные экспонаты.
После выхода на пенсию в 2011 году еще несколько лет трудилась, затем решила отдохнуть. Но долго усидеть без дела не смогла – соскучилась, как сама шутит, по пионерским делам. В 2019/2020 учебном году пришла на работу в Споровскую школу педагогом-организатором, затем была Здитовская СШ, а сейчас снова работает с детьми в Споровской школе.
За профессиональную карьеру Нина Гладковская получила немало наград разного уровня. Но самой ценной считает грамоту Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации к 60-летию пионерии.
Сейчас все изменилось. Изменилось время, отношение к каким-то вещам, да и к миру, к жизни в целом. Радует Нину Андреевну, что пионерское движение, несмотря ни на что, продолжает жить. Ребята инициативные, учатся жить в коллективе, дружить, организовывать и проводить интересные дела, развивают детские инициативы, творчество, что пригодится им в дальнейшей жизни. Нина Гладковская не скрывает: получала и до сих пор получает удовольствие от работы, от своих воспитанников-пионеров и совместных дел с ними. Приходилось ей за долгую карьеру быть и артистом, и спортсменом, и историком, и психологом, и фантазером, и добрым волшебником, и немножко ребенком.
Секрет ее кипучей неуемной энергии – делать то, что вызывает интерес, и получать от этого заряд энергии и бодрости, удовлетворение.
– Я в душе великий романтик и лирик на протяжении всей моей жизни. Пионерия подвигает меня на творчество. Когда на тебя смотрят любознательные, озорные, веселые глаза мальчишек и девчонок – разве это не счастье? Это счастье! В этом и есть призвание человека.
Благодарность
Многим людям Нина Гладковская благодарна за то, что помогали осваивать профессию, были ее наставниками и соратниками: коллегам из «Зубренка», директору Дома пионеров и школьников в Березе Дине Андреевне Паук и методисту Вере Ивановне Сумич, директорам Белоозерского дома пионеров и школьников Ларисе Николаевне Белобровой и Центра дополнительного образования детей и молодежи Марии Васильевне Корган. Огромное спасибо за сотрудничество выражает Светлане Ивановне Жук, Ларисе Евгеньевне Демидович, Елене Анатольевне Чибук и Ирине Петровне Жук, ныне достойно продолжающей работу с пионерским движением.
Нину Гладковскую люди помнят, говорят ей слова благодарности. Она тоже всех помнит и уважает, ведь живет по принципу: никогда не чувствовать себя выше или лучше кого-то, а уважать человека, его мнение, по-доброму и честно к нему относиться.
– Хочу поздравить всех с праздником и пожелать мира, крепкого здоровья и творческого вдохновения.
Есть у Нины Андреевны в фотоальбоме пионерских дел стихотворные строки, так точно подходящие этой неутомимой и энергичной женщине, талантливому педагогу и пионерскому вожатому:
Ерунда годов моих численье,
Не важна усталость на глазах.
Важно то, что сердце не устало
Зажигать мальчишечьи сердца.
Жанна МИРОШНИК
Фото автора и из архива героя публикации
Подписывайтесь на нас в Telegram!