Не так давно в учреждениях общего среднего образования появилась новая должность – руководитель по военно-патриотическому воспитанию. В средней школе №2 г. Березы ее занимает учитель допризывной подготовки, человек, не понаслышке знающий обо всех тонкостях воинской службы, Виктор Гордейчик.
– Виктор Владимирович, в чем Вы видите смысл работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию?
– Нас в школе два руководителя по военно-патриотическому воспитанию – я и учитель истории Егор Гронский. Мы работаем дружной командой с классными руководителями, учителями-предметниками. Наша деятельность не одно конкретное направление, это целый комплекс. Мы проводим мероприятия военно-патриотической направленности – например, уроки мужества, Вахты Памяти, встречи с ветеранами и многие другие. Активно задействуем потенциал нашего школьного музея «Памяти и благодарности». Ведем профориентационную работу, готовим учащихся к военной службе. В обязанности военрука входит проведение занятий со школьниками, игр и конкурсов, организация экскурсий по местам боевой славы, подготовка ребят к военно-спортивным играм «Зарница», спартакиадам допризывной молодежи, соревнованиям многоборья «Защитник Отечества». В нашей школе все это на достойном уровне проходило и раньше: школьная команда – победительница республиканской «Зарницы» в 2008 году, мы на протяжении многих лет в числе победителей состязаний юных инспекторов движения и слета-конкурса юных пожарных спасателей. Несколько дней назад наш учащийся Михаил Василевский принял участие в областном этапе республиканского конкурса «Я патриот своей страны» в рамках белорусско-российского проекта «Поезд памяти» – это коллективный труд ребенка и педагогов школы.
Я также преподаю допризывную подготовку юношам, веду факультатив «Основы безопасности жизнедеятельности», где мы учим правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, личную безопасность в школе, на улице, с незнакомыми людьми, это все очень важные аспекты.
– Одно из направлений Вашей деятельности – воспитание патриотизма. Что необходимо делать, чтобы воспитать настоящего патриота?
– Вклад в патриотическое воспитание детей непременно должны вносить и родители, ведь любовь к Родине начинается именно с семьи в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях своей семьи, своего народа. Именно родители, бабушки, дедушки закладывают в детях уважительное отношение к своей стране. Я говорю учащимся простые истины: воспитание любви и уважения к своей семье, к своим родным, своему дому, двору, школе, городу, любимому месту на земле, уважение к старшему поколению, уважение к государственной символике, изучение геральдики, истории. Все это в итоге и воспитывает чувство уважения к своей стране и народу, желание создавать что-либо на благо родного края. Это и есть патриотизм, это самые важные и простые истины. У учащихся должна формироваться гражданская позиция. Мы совместно с родителями должны научить их ориентироваться в сложном современном мире и информационном потоке.
– В числе Ваших задач – проведение профориентационной работы. Как Вы считаете, что может вызвать у учащихся твердое желание и интерес к военной службе и в целом в силовых структурах?
– Я веду факультативное занятие «Готовы Родине служить», где мы изучаем основы военного дела, в том числе стрелковую, строевую и топографическую подготовку. Очень важно вовремя подсказать и помочь юношам, если они заинтересовались профессией военного. Поэтому активно взаимодействуем с Березовским райвоенкоматом, районными отделами Следственного комитета и внутренних дел, сотрудничаем с воинскими частями Березовского гарнизона, на базе которых проводим учебно-полевые сборы. Сейчас у нас проходит месячник гражданско-патриотического воспитания и оборонно-массовой работы, в рамках которого организуем разные встречи с военнослужащими, воинами-афганцами, представителями силовых структур, круглые столы. Ребята выбирают для поступления учебные заведения силовых структур. Скажу даже больше: желание познать азы военного дела просыпается и у девчонок. Моя ученица Алеся Демидович выбрала для изучения предмет «допризывная подготовка» и наряду с мальчишками-одноклассниками успешно осваивает его. Более того, в рамках районного фестиваля «Хочу быть педагогом» провела открытый урок по этому предмету на достойном уровне.
– Вы военную историю школьникам можете рассказывать через призму конкретных примеров, опираясь на свой жизненный опыт. Расскажите о Вашей службе в рядах Вооруженных Сил.
– Я всегда хотел быть военным. Поэтому поехал поступать в Ленинградское военно-политическое училище, но второй экзамен сам специально завалил, потому что решил: чтобы стать настоящим офицером, нужно сначала послужить в армии. В апреле 1986 года был призван и попал в учебку Ташкентской школы младших авиаспециалистов взвода топливозаправщиков. Через полгода, 5 ноября, вылетели в Кабул. Некий порыв службы сразу же исчез от увиденного: дикая местность, ранние сумерки и тьма, летающие вертолеты, раненые, вокруг все бегают, суетятся. До этого момента страха не было, а вот тогда впервые ощутил его. Служил в Кундузе в батальоне аэродромно-технического обеспечения, который обслуживал 181-й вертолетный полк. Мы себя называли работягами войны – и днем, и ночью в машине. Я ездил на КрАЗе – топливозаправщик ТЗ-22, за 20 месяцев службы перевез более 20 тысяч тонн керосина.
– По возвращении передумали стать военным?
– Честно, после возвращения сначала несколько, можно так сказать, потерялся: неделька прошла, тянуло обратно к сослуживцам, друзьям, не хотелось быть на гражданке. Поступать в этот год было поздно, демобилизовался в июле. Через год поступил в Брестский пединститут на военную кафедру факультета физвоспитания. У нас был так называемый афганский курс – из 70 студентов 50 проходили службу в Афгане.
– Современная молодежь подвержена огромному влиянию гаджетов и интернета, что не лучшим образом отображается и на общении, и на физической форме. Как их отвлекать и вовлекать в другие виды деятельности?
– Безусловно, новое поколение видит и мыслит совершенно по-другому, у них совсем другое восприятие. Но их можно увлечь и направить. Надо с ними разговаривать, рассказывать, самое главное – не давить на них и не навязывать насильно. Мне важно, чтобы ребята сами говорили на занятиях, чтобы задавали вопросы. Сейчас, например, на каждом уроке я несколько минут рассказывал об истории Афганской войны, чтобы они это знали и чтобы такое никогда не повторилось. Так и говорю: чтобы мы, воины-афганцы, были последними ветеранами на нашей земле.
Жанна МИРОШНИК
Фото Сергея БОБРОВА
Подписывайтесь на нас в Telegram!