11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, который установлен в память об интернациональном восстании в Бухенвальде. В этот день в 1945 году узники захватили концлагерь и удерживали его до прихода союзных войск.
На территории нашей страны насчитывалось более 260 концентрационных лагерей, наиболее крупные – в Минске, Тростенце, Озаричах, Гомеле, Полоцке, Бобруйске. В них было уничтожено свыше 1,4 млн человек. Жительница Белоозерска Анна Тозик, бывшая узница лагеря смерти в Озаричах, поделилась своими воспоминаниями о пережитом в концлагере, куда ее отправили ребенком.
Родилась и жила Анна Андреевна на Гомельщине в д. Казанск Калинковичского района. В семье было девять детей, четверо умерли еще в младенчестве. Росла вместе с братьями Дмитрием и Николаем, сестрами Прасковьей и Ульяной. Вспоминает, что семья была зажиточной, работящей. Отец Андрей Васильевич – фронтовик, мама Степанида Константиновна переняла от бабушки дар лечения с помощью молитвы, была знахаркой.
– Помню, как встретили отца, вернувшегося из плена, ухаживали за ним, но на вторые сутки он умер… Он был высокий, статный, сказал маме: «Беражы Ганначку». В деревне нас называли Куляшами. Воспоминания, связанные со школой, в которую Анна Тозик ходила всего два месяца, не самые радостные: дисциплина была строгая, наказывали за каждую провинность, как-то за невыученные уроки директор школы ударил своенравную ученицу большой деревянной линейкой по голове.
Когда началась война, Анне Андреевне было 6 лет. Боевые действия дошли до Гомельщины, недалеко от их деревни проходила линия фронта. Три раза немцы сгоняли жителей села и собирались их сжечь. Помнит многое: как через деревню гнали пленных евреев, как за сараем обнаружили советских раненых солдат, как вместе с матерью их перебинтовывали, ночью кормили и как носили хлеб партизанам. Однажды мама, увидев немцев, крикнула: «Ганна, Коля, бегом в лес!». Трое суток без еды и воды скрывались они в лесу, ели только шишки, горечь которых женщина помнит до сих пор. Когда изголодавшиеся вышли на дорогу, остановилась машина, из которой выскочили немцы, погрузили их и вместе с другими детьми отвезли в Озаричский концлагерь. Тогда маленькая Анна не знала, что это был живой заслон на пути наступления Советской армии. Условия содержания в концлагерях отличались жестокостью и бесчеловечностью, людей сгоняли туда с одной целью, чтобы они умирали мучительной смертью. В Озаричах находилось более 50 тысяч советских граждан, в том числе больных тифом. Территорию кругом лагеря заминировали и обнесли колючей проволокой, вокруг было много мертвых, раненых людей. В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Анна Андреевна рассказывает, что все девочки, у которых брали много крови, через некоторое время умерли. Брат Коля просил помощи у мужчины, который раньше работал сторожем в школе, а он кричал: «Куляшаняты, уходите, вон!» Голодным, страдающим, кричащим детям никто не помогал, а однажды немец угостил Анну леденцами, но приказал молчать.
Бывшая узница вспоминает, как однажды ночью увидела падающего с вышки убитого немца, разбудила брата, услышали голоса солдат: «Тише, тише, мы русские. Хватайте детей, не бросайте». Все бежали, оставив много больных, полуживых людей, ведь сил их нести не было. В это время ранили в ногу и маленькую Анну, которую подхватил на руки солдат, донес до деревни. Возвращаться было некуда, дом сгорел, их с братом Колей приютили дядя Гаврила и тетя Федора. Вскоре брат ушел на фронт, был ранен, через некоторое время вернулась с Люблинского концлагеря мать. Жилось очень тяжело, односельчане помогли немного восстановить дом. Вспоминает две недели жизни в окопе, после чего немцы согнали всех в сарай, чтобы сжечь. Брат залез под крышу, сделал дырку, и все вылезли, сбежали в болото, где жили около месяца. Потом сарай сгорел, а фашисты думали, что и жители там сгорели. Позже маму и сестру Ульяну немцы увезли на работы в неволе за границу, и Анна с Колей остались вдвоем.
В 1959 году приехала в Белоозерск, где на строительстве Березовской ГРЭС работала двоюродная сестра. Работала Анна Андреевна на стройке крановщиком, мотористкой. Участвовала в запуске электростанций в Москве, куда ее отправляли в командировки. Сын Владимир живет во Владивостоке, а дочь Галина – в Березе. Счастливая бабушка с теплом и любовью отзывается о внуках.
Так, ни в чем не повинная белоруска была лишена самой радостной поры – детства. Анна Андреевна признается, что характер у нее всегда был закаленный, как у отца, что помогло ей пережить все ужасы войны и концлагеря.
Георгий ГРИЦУК, председатель Березовской районной организации ОО «Белорусская ассоциация бывших несовершеннолетних узников фашизма»:
– В нашем районе проживает сорок пять человек, принудительно угнанных в Германию в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно мы их посещаем, а для тех, кто отмечает круглую дату, вместе с работниками культуры, профсоюзными лидерами и представителями местной власти организовываем поздравления на дому. Недавно 95-летние юбилеи праздновали Вера Михайловна Козлова из Самойлович и Зоя Павловна Зубко из Березы. Бывшие узники – это хранители живой памяти, пример стойкости и жизнелюбия. Вопреки суровым испытаниям немецкой неволи, они не покорились и выстояли, а вернувшись в родные края, многие годы добросовестно трудились на заводах и фабриках, в полях и на фермах. Я искреннее благодарен всем, кто проявляет заботу о бывших узниках фашизма.
Беседовала Рита ЛЮТЫЧ
Фото автора и из архива героя публикации
Подписывайтесь на нас в Telegram!