Племянник Василия Коржа и внук Ивана Коржа рассказал об их судьбе — BEREZA.BY

Историческая память – это и память об истории своего рода, как и миллионы других, прошедшего через страшные испытания и лихолетье сурового XX века. Деяния и борьба наших предков живут в нас, звуча порой как самый точный камертон, и не дают нам права на фальшивые ноты. Вспоминая их, мы очищаемся и закаляемся душой, а иногда сквозь самый густой туман видим свет в тоннеле своего пути.

Житель Березы Леонид Васильевич Корж, двоюродный племянник Героя Советского Союза, командира одного из самых прославленных партизанских соединений БССР, генерал-майора Василия Захаровича Коржа и внук узника концлагеря Береза-Картузская Ивана Васильевича Коржа, вспоминает…

– Сейчас снова сложное время, и в обществе много страхов и недоумения. Слышишь от людей вокруг, что стало страшно жить, кто-то боится угрозы ядерного конфликта между государствами… Во время моей военной службы в Венгерской Народной Республике со мной в одном авиаполку служили представители разных национальностей большой советской страны, и я не помню ни почвы для конфликтов, ни самих конфликтов. Был у нас диспетчер Рябоконь с Украины, который иногда рассказывал незамысловатые, смешные и добрые анекдоты про особенности менталитета славянских народов. Никто не обижался, а если все же случались обиды, то вовсе не на национальной почве, и разрешались они очень просто – с помощью кружки-другой пива после службы и дружеского общения… Никакие межнациональные обиды не стоят слез и страданий людей, а человеческая жизнь была и остается высшей ценностью в любой точке мира. Особенно ясно видишь это, вспоминая, через что пришлось пройти поколению наших дедов.

Гричиновичи

Наша деревня Гричиновичи Житковичского района Гомельской области, начиная с заключения Брестского мира и до 1939 года, была у самой советско-польской границы. Пограничным пунктом был Старобин. Рядом был большой поселок Ленин, к названию которого В.И. Ленин не имеет никакого отношения, – назван он был по имени местной помещицы Елены. Там жило много еврейского населения, была синагога, впоследствии ставшая магазином. Сейчас там памятник с мемориальной доской, где написано, что в 1942 году партизанами под командованием В.З. Коржа здесь было спасено от расстрела немецко-фашистскими оккупантами около 500 мирных жителей. А местные расскажут вам, что отряд Коржа напал на немецкий гарнизон, перебив много живой силы врага, а население увел в отряд… Но про Василия Захаровича позже, а сейчас про Гричиновичи.

Это был в Великую Отечественную войну партизанский край. Мои родители 1930 года рождения, то есть в войну были подростками и хорошо запомнили весь ужас жизни в партизанской деревне. Воспоминаний отца я не слышал: он умер в возрасте двадцати пяти лет, подорвав здоровье на тяжелой работе, когда мне было пять лет… А вот мама, в одиночку поднимавшая нас с сестрами, вспоминала, что немцы дважды посылали в нашу деревню карателей. В первый раз просто пугали, а зимой 1942-го, уже без предупреждения, нашу деревню сожгли, выгнав из домов людей. Чудом мы не повторили судьбу Хатыни и сотен других сожженных белорусских деревень… Партизаны были рядом – за речкой, и люди бежали к ним по льду, который проваливался… А старейшина нашего рода, прапрадед Онисим, которому было 99 лет, остался в хате, сказав: «Бегите, детки, а я уже никуда не побегу». Каратели застрелили старика прямо на пороге и в устрашение другим не стали жечь его хату. Она так и осталась, единственная уцелевшая…

Тогда же немцы зверски замучили глухонемого подростка, тоже из нашего рода, приняв его за партизанского связного… После войны деревню отстроили, она стала еще красивее и больше, чем была; только животноводческих ферм было четыре… На одной работала дояркой моя мама.

Дедушка Иван Васильевич

Мой дед по отцу Иван Васильевич Корж был из бедной семьи деревни Хворостов, что в семи километрах от Гричиновичей, которая была под Польшей. Женившись на моей бабушке Ганне, которая была из зажиточного рода, он пошел в примаки в Гричиновичи.

Был он очень мастеровитый, прекрасно столярничал и плотничал. Будучи призванным в царскую армию, дослужился там до офицерского чина. Храбро воевал в Первую мировую, принимал активнейшее участие в Февральской революции 1917 года. Мой дедушка по маме Михаил Степанович Маркулевич (к слову, участник Великой Отечественной войны, награжденный орденами и медалями), с которым Иван Васильевич был в большой дружбе, рассказывал, что, когда И.В. Корж на бронепоезде прибыл с фронта на узловую железнодорожную станцию Житковичи, его встречали с почестями и военным оркестром! Одно время он даже руководил Гомельским укрепрайоном.

После Октябрьской революции, особенно после заключения Брестского мира, когда семья оказалась на территории буржуазной Польши, Иван Васильевич подвергался преследованию польских властей. Человек он был решительный и смелый, подчиняться произволу не желал, за что в конце концов и стал политзаключенным концлагеря Береза-Картузская. А поводом стала, как сказали бы сейчас, акция, придуманная дедом. Он собрал троих музыкантов, игравших на гармони, скрипке, бубне (сам играл на дудки), и под звуки революционной «Варшавянки» импровизированный оркестр отправился с «визитом дружбы» в Новоленин, на советскую сторону. Там их, кстати, взяли под стражу и неделю держали в ГПУ, мол, признавайтесь, что польские шпионы! Никто не признался, и их вернули на польскую сторону, где власти припомнили выходку с «Варшавянкой» деду и его товарищам. Полгода Иван Васильевич таскал камни и терпел жестокие издевательства в концлагере… Терпел бы и дальше, если бы не пришел 1939 год.

Генерал-майор Василий Корж

Отец прославленного партизанского командира Василия Коржа и мой дед Иван Васильевич были двоюродными братьями, то есть Василий Захарович приходится мне двоюродным дядей. В детстве ни я, ни мои сестры не были с ним знакомы – у Героя Советского Союза, кавалера ордена Ленина и множества других правительственных наград была жизнь, далекая от нашей деревни, но о подвигах его партизанского отряда, а потом соединения знали все в округе. Про В.З. Коржа написана книга «Третьего не дано», снят фильм. Колхоз «Партизанский край» в его родной деревне Хворостов, которым он руководил на протяжении многих лет, носит сегодня его имя…

Расскажу то, что знаю об этом легендарном человеке от родных и земляков.

Василий Корж был призван в польскую армию, где подвергался систематическим издевательствам за свои политические взгляды. Не выдержав, избил польского офицера, за что был заключен под стражу. Утром его должны были расстрелять без суда и следствия. К счастью, ночью товарищи сделали подкоп, и Корж бежал. Целую неделю скрывался на каком-то хуторе, местные жители кормили его и не выдали властям. Дальнейшие скитания беглеца привели его к двоюродному дядьке. Иван Васильевич оборудовал племяннику жилье на чердаке сарая, откуда он в любую минуту мог бежать от преследований польских жандармов прямиком в лес. Василий понимал, что подвергает родных большому риску, но до поры вынужден был пользоваться гостеприимством дедушки Ивана. В конце концов, сарай окружили, и он, убежав от поляков, вступил в партизанский отряд своего друга Кирилла Орловского, принимал участие в боях с белогвардейскими отрядами генерала Булак-Балаховича и лидера эсеров Бориса Савинкова. В Советском Союзе служил в органах ГПУ — НКВД БССР. В 1931 году после окончания спецкурсов ОГПУ Корж стал руководителем партизанского направления. В целях конспирации он считался инструктором Осоавиахима, но в его ведении находились 6 пограничных районов.

В 1936–1937 гг. воевал в Испании против франкистов, был командиром партизанского отряда. За проявленное мужество награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. В 1938 году был арестован по доносу и обвинен в шпионаже в пользу Польши. Больше месяца провел в Минской тюрьме НКВД; признания в шпионаже не подписал и был освобожден, но, как ни уговаривали, уволился из НКВД. Великая Отечественная война застала Василия Коржа в Пинске, где он работал в обкоме партии. В.З. Корж – организатор одного из первых партизанских отрядов Беларуси, который принял бой с захватчиками на седьмой день войны(!). Корж послал две боевые группы, которым поставил задачу – охранять въезды в Пинск. На партизан вышли немецкие танки. Два удалось подбить, третий развернулся и поехал обратно. Немецкие танкисты долго не могли понять, почему их остановили гражданские и что от них хотят! Пленных в итоге отвели в комендатуру в Пинск. Из вооружения у его бойцов были только винтовки и несколько гранат. Партизанам достались трофеи: планшет с картой, автомат, с которым Корж потом не расставался до 1944 года, а еще записная книжка в кожаном переплете, с застежкой и надписью на немецком: «На память от твоей Марии. Пиши о своих военных переживаниях». В этой книжке Василий Корж писал о своих военных переживаниях с июля 1941-го по сентябрь 1942-го: «Пошли в разведку, провели работу с населением на тему «немцам помогать нельзя, надо идти в партизаны», атаковали противника…» Или, например: «6.03.42 разгром Долговской полиции: убито 11 полициантов, взято 25 винтовок, разбита волость».

«С 1 на 2.04.1942 года налет на укрепленный участок, разгром, спален завод, уничтожена полиция. Взят танковый пулемет и ручной, убито 25 полицейских». И так далее. Вплоть до лета 1944-го. Партизаны Коржа провели в тылу врага 1 119 дней. Под его руководством было уничтожено более 26 тысяч фашистов, разгромлено 60 немецких гарнизонов, 5 железнодорожных станций, пущено под откос 468 эшелонов с живой силой и военной техникой врага, разрушено 519 км телефонно-телеграфных линий.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 16 сентября 1943 года №1000 В.З. Коржу было присвоено воинское звание «генерал-майор». В 1946 году он окончил Военную академию Генерального штаба и в том же году был уволен в запас. В 1949—1953 годах работал заместителем министра лесного хозяйства Белорусской ССР, а затем до самой смерти — председателем колхоза «Партизанский край» в родной деревне Хворостов (ныне сельскохозяйственное предприятие «ОАО имени В.З. Коржа»). В Хворостове, да и в местах, где партизанило соединение В.З. Коржа, вам непременно расскажут о том, каким честным, справедливым и неподкупным человеком был командир Корж (псевдоним Комаров). Как в условиях жесточайшей войны сохранял человечность, спасая земляков от геноцида и мести карателей. Полицаев, замешанных в расправах над земляками, бойцы Коржа тут же карали смертью, а тех, кто не запятнал себя, «твердо» предупреждали и отпускали, а то и принимали в отряд. Партизанам было строго наказано не обижать население. Были случаи, когда людям возвращали взятое у них – утварь и даже скот; были и случаи, когда за грабеж расстреливали перед строем…

Василий Захарович не выносил вранья и интриг, потому и не приживался в высоких кабинетах, о чем, кстати, никогда не сожалел. Он был требователен, но абсолютно честен и в высшей степени справедлив. Сам же оставался бессребреником: будучи председателем колхоза, жил с женой в том же доме, где было правление: строить себе хоромы не считал правильным. До конца своих дней (ушел он в 1967 году в возрасте 68 лет) не терял интереса к жизни, крепкой связи с земляками и боевыми товарищами. Он любил людей и прожил, по собственному убеждению, счастливую жизнь, ибо посвятил ее людям. В роду у них было немало сильных и храбрых мужчин и женщин, воевавших за правду и трудившихся на земле. Но все они самой большой ценностью считали мир и мирный труд. Светлая им память.

Записала Маргарита ГОРОВАЯ

Фото из открытых источников

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: