«Зигзагами – к удаче». Профессиональный путь Ивана Потапчука — BEREZA.BY

Говорят, профессия накладывает отпечаток, формирует личность… Позволю себе не согласиться. Все-таки личность создает и шлифует характер! Он же, с учетом наших склонностей и интересов, и приводит нас в профессию. Журналист, ответственный секретарь, а впоследствии редактор «Маяка» И.И. Потапчук, прежде чем избрать эту стезю, прошел неплохую школу жизни, великолепно усвоив ее уроки… Потому и оказался незаменимым для газеты, вырос в настоящего профессионала. Хотя, с равным успехом мог бы посвятить себя труду архитектора, строителя, конструктора или стать художником! Сегодня Иван Иванович отмечает свое семидесятилетие. Ему посвящается эта статья.

Технарь и практик

Сколько себя помнит, Иван испытывал острый интерес к происходящему в родной деревне Еленово, точнее, ко всему, куда можно было руки приложить… С середины 50-х деревню захлестнула строительная стихия: земляки строились и перебирались из землянок в дома. Когда сосед стал перекрывать бывшую соломенную крышу гонтом, парнишка попросил, чтобы ему тоже доверили участок. Работал увлеченно, на совесть. Родители Ивана купили домик в Шилине, перевезли и домастерили его, тем самым отделились от дедушки с бабушкой… Поставили во дворе станок, на котором делали песчано-цементную черепицу (раньше ею было накрыто немало крыш в районе), и здесь не обошлось без участия любознательного подростка! Неравнодушный к технике, он стремился понять принцип устройства механизма, не боялся испачкать руки… Не в тягость Ивану и его брату Владимиру была и работа по хозяйству: помогать родителям приходилось постоянно. Как-то увидев, как тяжело приходится матери на обработке льна в колхозе, парень придумал первое в жизни рацпредложение: соорудил для нее приспособление со специальной педалью, тем самым существенно облегчив мамин труд…

Учиться в школе тоже было интересно. Четыре класса, в основном на пятерки, Иван окончил в Еленово. Среднюю школу – в Междулесье, где в то время директором был замечательный историк Николай Остапович Силич, а ядро педколлектива составляли молодые одаренные учителя.

Подготовка, полученная в Междулесской средней школе, сделала возможным поступление в вузы не менее 80 процентов выпускников десятых классов! Абитуриент Иван Потапчук поступил на стационар химического факультета БГУ. Почему выбрал химию, а, скажем, не физику или не менее любимую математику? Сыграл роль пример родственника Евгения Карпинчика, окончившего этот же факультет. Химия была тогда востребованной наукой.

Из химиков в литсотрудники!

Учеба в вузе началась, как водится, с картошки. В деревне Правда Червеньского района, где первокурсники заменяли колхозников на уборке картофеля, Ивана поразило обилие сливовых деревьев. За каждым забором их росло не менее двух десятков! В наших краях тогда были в основном яблоневые сады. Началась учеба, интересная студенческая жизнь. После сдачи летней сессии за первый курс Иван Потапчук записался в стройотряд. Огромная страна, покрытая бесчисленными стройками, давала студентам возможность увидеть другие края, расширить горизонт и, что немаловажно, заработать собственную трудовую копейку… Трудились на строительстве дамбы на реке Кушум Чапаевского района Уральской области. Интересно было оказаться в местах, где когда-то сражалась легендарная 25-я дивизия В.И. Чапаева. Скоро в трудолюбивом, дисциплинированном и серьезном юноше начальство разглядело настоящего строителя и поставило его начальником бетономешалки – на выдачу бетона. Ко Дню строителя Иван заработал командирские часы! А за все лето – приличную сумму по меркам начала семидесятых. Купил всем домашним подарки, а себе радиоприемник ВЭФ, самый престижный тогда в Советском Союзе… Еще дважды, после второго и третьего курсов, довелось Ивану поработать в студенческом стройотряде, опять же, в Уральской области. Глинистая почва идеально подходила для производства саманных кирпичей, из которых студенты отряда построили за лето пять домиков. Иван был в бригаде, которая делала кровлю.

Третья поездка в стройотряд стала последней, а в чем-то и роковой. Мало того, что в тот год в стране была вспышка холеры, затруднявшая передвижение, так еще студент химфака Потапчук, желая попасть в стройотряд, не успел сдать один экзамен. Осенью выяснилось, что сдать его можно будет только на следующий год. К учебе на четвертом курсе Ивана не допустили. В поисках работы он заглянул в редакцию газеты «Маяк коммунизма», во главе которой стоял тогда А.Е. Климов. Ответственный секретарь газеты Е.В. Селеня оценил способности и эрудицию претендента. И в январе 1973 года в «Маяке» появился литсотрудник Иван Потапчук.

Зигзагами – к удаче

Глубоко вникнуть в новое дело, однако, не получилось: в августе того же года, уволившись, молодой человек отправился на химфак досдавать злополучный экзамен, но получил отказ, мол, надо было приезжать в летнюю сессию. Пришлось вернуться, но место в редакции уже было занято. На несколько месяцев директор маслосырзавода Н.В. Рыжук взял талантливого парня художником-оформителем. Но как только в редакции появилась вакансия корректора, Потапчук ушел в «Маяк». Однако скоро снова уволился и поехал на химфак. Упорство, с которым он пытался восстановиться, заслуживает уважения. Откуда же было знать юному материалисту, что где-то судьбой уже решено: быть ему не химиком, а газетчиком! Новый преподаватель не знал ни Ивана, ни историю его хождения по мукам – он попросту отказался принимать экзамен. Стало понятно, что добиться ничего не удастся. А в «Маяке», между тем, был уже новый корректор В.А. Качина, и несостоявшийся химик устроился художником в ПМК-17. Рисовал транспаранты и плакаты, а когда на известковом заводе попросили написать плакат «Рабочий и колхозница» размером 6 на 12 метров, применив смекалку и опыт, решил и эту задачу. Лет 15 потом этот гигантский плакат, нанесенный на жесть, закрывал торец дома, известного как «Миру – мир» на улице Владимира Ленина… А в редакции опять открылась вакансия корреспондента, и руководство газеты без тени сомнения приняло Потачука на работу. В мае 1975 года он получил повестку из военкомата и ровно на два года погрузился в армейский быт. Служил в ракетных войсках стратегического назначения в Елгаве.

Вернувшись в «Маяк», сразу же поступил на заочное отделение факультета журналистики БГУ, работал корреспондентом и фотокором.

– Это было хорошее время. Трудиться выпало рядом с Алексеем Егоровичем Климовым, Евгением Васильевичем Селеней, Федором Колесниковичем, Иваном Оскирко, Георгием Мерзосовым, Игорем Яковлевым, Николаем Омелюсиком, Григорием Радюком, Людмилой Гилевой. Атмосфера в коллективе была здоровая, творческая, взаимоотношения прекрасные. Выходили три раза в неделю на четырех страницах, то есть материалов требовалось очень много. Поэтому активно ездили по предприятиям, организациям, колхозам и писали безостановочно, – вспоминает Иван Иванович.

Ключевое слово «ответственный»

В 1983 году Иван Иванович получил диплом факультета журналистики БГУ. Событие совпало с уходом ответственного секретаря Федора Колесниковича и выходом на пенсию редактора А.Е. Климова. Редактором был назначен Е.В. Селеня и одновременно ответственным секретарем И.И. Потапчук. Работа, по словам Ивана Ивановича, оказалась не менее творческой, чем труд пишущего журналиста. Надо было разбираться в материалах, в жанрах, в стилистике, в полиграфии, что было непросто в докомпьютерную эру: «Можно ведь любой материал просто положить на газетный лист без особой фантазии, а можно сделать из него изюминку, подобрав шрифты, заставку, буквицы, массу разнообразных приемов, которыми обязан владеть ответственный секретарь!»

Автору этого материала тоже довелось поработать с И.И. Потапчуком в его бытность ответственным секретарем. Уверена, коллеги подтвердят, каким творческим и щепетильным он был в этой ипостаси, как бесконечно улучшал верстку, работал над качеством фотографий, с большим терпением и деликатностью вносил правки в журналистские материалы, непременно согласовывая их с авторами. Помнятся и нештатные ситуации, когда отправка газеты в типографию по разным причинам оказывалась на грани срыва. Надо отдать должное Ивану Ивановичу: он никогда не терял самообладания, при этом умел устранить любой хаос, оставался спокойным, как опытный лоцман, в бурную ночь ведущий корабль мимо опасных рифов.

Он умел брать на себя полноту ответственности, умел потребовать и с других.

Раньше газетчики плотно работали с типографией, до отправки номеров в электронной версии было еще очень далеко. Газета печаталась на громоздкой типографской машине – «Ротации». Дежурные по газете приходили в редакцию в любое время суток подписывать номер «в свет» и внимательно следили, чтобы полосы не перепутали, не перевернули вверх ногами страницу или фото. Был случай, когда, чтобы напечатать разворот, две страницы зажимами поместили в общую раму, но рама съехала, и строчки разлетелись, а кое-где упали одна на другую! Около 12 ночи всех вызвали в редакцию, в том числе линотипистку, корректора, и до шести утра восстанавливали страницы.

– Все способы печати, какие только можно, прошли через мои руки. Приходилось во все вникать, чтобы и других научить. Был еще и типотайпер. Две машинистки набирали текст, а типотайпер выдавал готовые колонки, которые надо было вырезать и наклеить на бумагу. А если случались ошибки, то вклеивали буквы или строчки. Готовый экземпляр скручивали в трубочку и передавали в Барановичскую типографию с водителями автобусов… Случалось, они отказывались, ставя под угрозу выход газеты, пока им это не вменили в обязанность.

В 1996 году в редакции появились первые компьютеры, матричный и лазерный принтеры. Иван Иванович и оператор верстки Т.П. Чечнева прошли обучение на компьютерных курсах. Первый номер газеты в компьютерном исполнении вышел к 8 марта 1997 года. Не было ни учебников, ни программ, так что вперед продвигались самостоятельно, являясь первопроходцами в районе.

На посту редактора

– В начале моего редакторства случилось ЧП. На День Победы мы отправили электронную версию газеты в типографию и ждем газету. А типография отпустила печатников домой, устроила им сокращенный день, и те, кто по графику печатался в конце рабочего дня, как мы, остались с ненапечатанным тиражом. Газета с афишами о мероприятии вовремя не пришла, – вспоминает Иван Иванович.

Он был назначен редактором «Маяка» в 2007 году после утверждения А.Н. Иванова на пост редактора Брестской областной газеты «Заря». Одновременно в редакции были сделаны назначения, полностью оправдавшие себя. Главным критерием успеха газеты был тогда тираж. На момент назначения И.И. Потапчука тираж «Маяка» составлял 9,5 тысячи экземпляров. И, вопреки общей тенденции падения, за пять лет редакторства Потапчук добился роста тиража до 11,8 тысячи экземпляров! Это был рекорд. Тогда конкурс «Золотая Литера» только набирал силу, и выраженных критериев ее присуждения не было. Поэтому определили главный критерий: нравится или не нравится читателям! И уже через два года «Маяк» стал лауреатом «Золотой Литеры» за яркий проект «Наш край», осуществленный коллективом в 2008 году. Общие и индивидуальные проекты журналистов, востребованные тематические страницы, постоянный творческий поиск, весомые республиканские и областные награды за освещение предпринимательства, экономической и военно-патриотической, православной тематик; ряд индивидуальных творческих побед журналистов – все это выдвинуло Березовский «Маяк» в лидеры. В 2012 году он был официально признан лучшей газетой Брестской области.

При И.И. Потапчуке в редакции царили творческая свобода, дружба в коллективе, и в то же время чувствовалась твердая редакторская рука. Каждый на своем месте работал на общее дело.

Задаю вопрос: «На чем самом главном должен сосредотачиваться редактор газеты?»

– На том, чтобы продукт, который ты делаешь, был качественный, читабельный, востребованный людьми. По откликам всегда можно судить об этом. Делай все профессионально, по совести! Будь осторожен и точен с критикой, не допускай необоснованной критики, переходящей в клевету. Уточняй все по фактам, следи за тщательной вычиткой газеты. Газета не терпит расхлябанности! – говорит Иван Иванович, – мы свое честно отработали, пусть сегодняшние маяковцы добиваются новых высот.

Архитектор, дизайнер, мастер

Он ушел на пике успеха газеты. Был ли он удивлен таким решением руководства? Нет. Был ли расстроен? Несомненно. Но, пережив обиду, нашел применение своим художническим идеям и создал на придомовом участке настоящий музей ландшафтного дизайна, по-другому и не скажешь! Его каменные шедевры не раз сфотографированы и описаны в «Маяке» и других изданиях; трижды Иван Иванович становился победителем районного конкурса и один раз обладателем Гран-при по благоустройству индивидуальных домовладений.

Как выглядят дома и участки победителей районного смотр-конкурса

Вместе с супругой и единомышленницей Еленой Николаевной они поддерживают на своей территории идеальный порядок, здесь каждая скульптура на своем месте, все гармонично, утопает в цветах и… функционально. Среди новых произведений – каменный медведь Потапыч, обучающий китайскому языку. Испытано на себе: из мишкиной корзины я вытащила камушек с иероглифом, который Иван Иванович тут же и перевел с китайского. Оказалось, счастье! К своему юбилею он доработал и установил каменный маяк – настоящее произведение искусства. Конечно же, это не муляж, он светит. Как показывают время созданные им солнечные часы. Как журчит по камням его водопад. Как выполняют свои функции барбекюшница, каменные вазы и кресла…

 – Я додумался, как это сделать, додумайтесь и вы! – говорит этот удивительный человек…

Маргарита ГОРОВАЯ

Фото Сергея БОБРОВА

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: