Большинство предпринимателей воспринимают бизнес как борьбу с конкурентами за ресурсы, рынки, информацию и т.п. Это классический подход к описанию ведения бизнеса, и он никуда не исчезнет. В реальности все не так однозначно. Зачастую наши конкуренты обладают теми недостающими элементами, которые нужны нам, а у нас есть те части пазла, которые нужны им. Сотрудничая, компании могут сохранять свои конкурентные преимущества и ценностные предложения.

Подход, что все конкуренты — это «враги» уже давно устарел и его использование свидетельствует о незрелости бизнеса. Конкуренции стоит избегать лишь в тех случаях, когда это конкуренция за выживание на тесном давно существующем рынке, когда участники рынка делят так называемые «алые рынки», которые уже давно не растут. Более важно искать новые «голубые рынки», где места хватит всем[1].

Ситуацию можно изменить, если взглянуть на конкурента как на партнера. Есть различные варианты сотрудничества, разные варианты, как это можно назвать “win – win”[2], кооперация (термин который придумали консультанты из McKinsey и Co[3]).

Кластер1.jpg

Возможно ли партнерство в IT сфере?

Одним из наиболее гибких для партнерства рынков является рынок IT. В последнее время мы часто слышим выражение «Беларусь – IT страна». Частично это верно, если говорить о ПВТ, их резидентах и IT-фирмах, которые сконцентрированы в Минске и областных центрах. При этом объем потребления услуг резидентов ПВТ внутри страны составляет около 15% (большая часть этого объема обеспечивает приборостроение) от 2 млрд. долларов США за 2019 год. Что же происходит за пределами крупных IT центров, во многих районных центрах и малых городах? IT фирмы есть и там. Конечно, это другой масштаб. Они работают по большей части на внутренний рынок и, кстати, они в первую очередь закрывают внутренние потребности по информатизации и цифровизации. Чаще всего это web-разработка, различные бухгалтерские приложения, документооборот, мобильные приложения и автоматизация производственных процессов и задач. В среднем, это фирмы с численностью персонала редко превышающей 10 человек.

Рынок маленький, фирмы маленькие, но конкуренция между ними иногда бывает очень ожесточенная. Большинство из них не могут перейти порог требований для резидентства в ПВТ. В итоге получается довольно локальный и закрытый рынок, на котором есть лишь несколько игроков. И это IT сфера, известная глобальностью, открытостью и креативностью.

Вопрос в теории решается довольно просто: выход на глобальный рынок. Но. Опять, но. У небольших фирм нет достаточно квалифицированного персонала, у них нет громкого имени, известного бренда. На что они могут рассчитывать? Чаще всего — на фрилансовые проекты по очень ограниченному кругу заказов, либо, как и происходит, на работу с местными заказчиками.

Кластер3.jpg

Сила в единстве

По отдельности фирмы с трудом могут справиться с этими вызовами или же решение этих задач требует длительного времени и затраты значительных ресурсов.

Одним из способов решения может быть создание кластерной инициативы. В современном конкурентном понимании термин кластер был предложен профессором Гарварда Майклом Портером: «кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга[4]».

Т.е. кластер помогает сконцентрировать разрозненные и не всегда систематические усилия участников одной отрасли в одном регионе (не обязательно крупном) и создать самовоспроизводящуюся среду, которая будет усиливать те сильные стороны, что есть и нивелировать слабые стороны.

Конкуренция никуда не исчезает, но она становится конструктивной и поддерживающей развитие всего региона и всех участников рынка.

Ключевым элементом создания IT-кластера в регионе должна стать устойчивая система самовоспроизведения кластера. Для этого необходимо вовлечь в кластер следующих участников:

1. Организации системы образования. Вовлекать нужно, начиная со школы, через вовлечение учителей и лучших школьников. В преподавании школьной информатики за последние 30 лет поменялось немного. Сегодня недостаточно преподавания базовых офисных программ и языков программирования Basic и Pascal. Необходимо давать основы и объектно-ориентированного программирования, и 3D моделинга и другие востребованные направления в сфере IT. Задача привлечения образования в кластер сводится к получению компетентных педагогов, которые могли бы на первом этапе преподавать школьникам, а в дальнейшем и работникам IT-компаний. Важно понимать, что образование не ограничивается только школами, а включает и другие, в том числе и частные, учреждения.

2. IT организации. Необходимо не только привлечь их в кластер, но и развивать их, предоставляя консалтинговую помощь и помощь в формировании соответствующих инфраструктурных элементов. Необходимо выявить у них сильные стороны и помочь преобразовать их в рыночные ценности, как для местного клиента на первом этапе, так и для внешнего на последующих.

3. Кластерные организации (инфраструктурный компонент). Один либо несколько участников кластера берут на себя функцию поддержки и отстаивания интересов остальных участников: анализ рынка, поиск площадок для продвижения, центр коллективного пользования (облачные серверные решения, дополнительные вычислительные аппаратные ресурсы, центр 3D прототипирования и др.). Таким образом, объединяясь в кластер, участники получают ту инфраструктуру и поддержку, которую они себе не могут позволить, но нуждаются в ней.

4. Местные власти, ассоциации, инкубаторы, центры поддержки предпринимательства, клубы и сообщества. Это проводники и поддерживающая составляющая кластерной инициативы. Все эти элементы строятся на взаимовыгодных условиях, предполагают поступательный рост и на каждом последующем витке добавление новых участников за счет освоения новых «голубых океанов».

Кластер2.jpg

Как раз такую инициативу мы планируем представить на конкурс в рамках проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) в Республике Беларусь в партнерстве с Министерством экономики Республики Беларусь.

Возможности для развития кластерных и социально-значимых инициатив

Вы тоже можете стать участником конкурса инициатив, направленных на развитие предпринимательства. Финансирование будет предоставляться инициативам по двум тематическим направлениям: кластерные инициативы и социально-значимые инициативы.

Больше информации о конкурсе на сайте ПРООН https://bit.ly/3ff9Fyh

Заявки на конкурс принимаются в электронном виде в период с 5 июня 2020 года по 31 июля 2020 года включительно на сайте конкурса https://www.prospring.by/.

Получить информацию о конкурсе Вы также можете, обратившись к региональному координатору проекта по Брестской области Елене Будник (+375 292 141 944, alena.budnik@undp.org).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: