Этот уникальный раритет был обнаружен возле д. Хойники недалеко от Малеча и вошел в научную литературу под названием «Малечская печатка». В Березовский историко-краеведческий музей такую ценную находку и другие предметы археологии передал местный краевед Александр Кенда.

Малеч – единственный на  Березовщине населенный пункт, имевший Магдебургское право. Привилегия эта была дана королем Речи Посполитой Владиславом IV 6 июля 1645 года, и тогда же был пожалован герб с изображением апостола Петра с ключами. Мещане Малеча освобождались от юрисдикции коронных и земских судов, им разрешалось производство пива, водки и меда, держание шинков – питейных заведений – с условием, чтобы налоги и проценты с торговли поступали в казну Речи Посполитой. Утверждены были еженедельные торги по четвергам и три годовые ярмарки.

Герб Малеча и сейчас украшает административное здание Малечского сельисполкома и ОАО «Агрофирма «Малеч».

Что же касается «Малечской печатки», то она  относится к довольно редким находкам и интересна тем, что на ней из бесцветного стекла изображен портрет женщины. На ее плече ниже большого банта спускается пышная коса, а переброшенная через плечо накидка-туника похожа на рыцарское убранство. Рядом с портретом нанесены инициалы кириллическим письмом – ГКР, что свидетельствует, скорее всего, о религиозной принадлежности к православию либо униатству. Предполагается, что печатка была изготовлена до 1750 года и на ней изображена одна из местных небогатых представительниц шляхты. В то же время это были не такие уж и бедные люди, если имели деньги на оплату работы мастера. Такие печатки, скорее всего, изготавливались в виде портрета-подарка своему возлюбленному или даме сердца, так как фотографии в то время еще не существовало.

Кстати, в соседних с Беларусью странах – России, Польше, Литве, Украине – находок в виде печаток с изображением женских образов не обнаружено, что позволяет говорить о локальности этого явления. Тем более что четыре стеклянные печатки были найдены во время сельско-хозяйственных работ на территории Пружанского района. Изготовленные из стекла подобные изделия, а впоследствии они были цветными, стали называть «миллефиори». Но кто на них изображен и каким мастером изготовлены, остается за завесой веков. 

В наше время, где господствует изобилие ювелирных изделий и бижутерии, пока еще никто не додумался изготавливать перстни с портретом любимой женщины. Поэтому бесплатно дарим эту идею современным дизайнерам, да и не пора ли восстановить традицию XVIII века? Думаю, девушкам и дамам XXI века это понравится.

Подготовила Розалия КАРПЕШ

Фото Сергея БОБРОВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: